ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

Культура в Витебске

Прожив несколько лет в Петрограде, Париже и Москве, Шагал так отзывался о Витебске: «место особое, бедный захолустный городишко»1. Но все познается в сравнении. В XIX в. этот провинциальный городишко выделяется достаточно активной культурной жизнью.

В 1797 г. в Витебске открылась типография, где с 1838 г. печаталась первая ежедневная газета «Витебские губернские ведомости». Городской театр был основан в 1845 г. В 1904 г. три типографа, два литографа и семь фотографов выдвинули Витебск на один уровень с Минском по количеству фотографов. Витебск шел впереди других белорусских городов по числу библиотек (в Минске их было всего 6) и читальных залов (три — в Витебске, один — в Минске). В 1906 г. количество библиотек увеличилось до 11, в то время как в Минске было только 4, а в признанном культурном центре Вильно — лишь 7. Витебск предлагал зрителям такие развлекательные центры, как цирк, два театра, музей и кинотеатр. Например, с 1864 по 1900 г. восемнадцать актерских трупп выступали в городе со спектаклями. В конце XIX в. знаменитые братья Адельгейм поставили в Витебске «Гамлета». В городе был создан собственный симфонический оркестр, который выступал в Риге и Вильно2. Значительное количество мастеров печатного дела способствовали развитию разнообразной и многочисленной прессы. С 1901 по 1916 г. в городе появилось 15 ежедневных и других периодических изданий.

Витебский частный музей был основан в 1884 г. местным юристом, любителем древностей Федоровичем3. Его коллекция располагала раритетами эпохи Великого княжества Литовского, что позволило реконструировать историю того периода (предметы быта, памятники, мелкая пластика и пр.).

«Частный музей Федоровича был, несомненно, одним из центров культурной жизни Витебска на рубеже XIX и XX веков»4.

По статистике XIX в., Витебск, несмотря на свой провинциальный статус, был настоящим экономическим и культурным центром. С точки зрения художественной город не был застойным, как об этом позже вспоминал Шагал в одном из своих выступлений: «Город Витебск зашевелился. В этой провинциальной "дыре" с почти стотысячным населением, где когда-то коснел какой-то Юр. Клевер и доживает жалкое передвижничество, — ныне в дни октябрьские — раскачивалось многосаженное революционное искусство»5.

Местные художники

Редкие источники свидетельствуют о наличии в Витебске других художников, кроме Пэна. Статья, хранящаяся в Государственном историческом архиве в Минске6, воспроизводит слова Шагала, который говорит о деятельности Юрия Клевера (1850—1925) в связи с первой художественной выставкой в Витебске. Автор статьи критик Эфрон поет дифирамбы искусству Клевера, представлявшего свои работы на экспозиции в яхт-клубе в ноябре 1899 г. Согласно отчету, эта выставка была передвижной и путешествовала из года в год по стране, чтобы познакомить публику с творчеством многих художников. Выставка 1899 г. преследовала не только общественные цели, поскольку была устроена в пользу «Витебского общества попечения о детях», но и культурные, что позволило малоизвестным местным художникам впервые экспонировать свои произведения7, которыми так восторгался журналист. Особо он отмечал интерес широкой публики, не посвященной в тайны изобразительного искусства, представляя Ю. Клевера как художника большого таланта, очень популярного, с которым «редкие мастера смогли бы соперничать». После окончания Академии художеств живописец выставлялся в Вене в 1873 г., получил звание профессора Академии, в конце века на несколько лет поселился в Витебской губернии, очарованный природой края, пейзажи которого он так часто писал8. Клевер — «один из лучших мастеров пейзажа», жанра, способствовавшего развитию чувства цвета. Теплые тона преобладали в его полотнах и создавали произведения глубокие, радостные и искренние. «Профессор Юрий Иосифович Клевер был отцом Пэна в живописи», — утверждал журналист. Вторая часть статьи посвящалась другому талантливому экспоненту — Ю. Пэну, «популярному художнику, сумевшему вызвать у нас интерес к искусству». Клевер не был единственным живописцем, проживавшим в Витебской губернии, здесь в это время уже обосновался один из крупнейших мастеров русского искусства Илья Репин.

Илья Ефимович Репин (1844—1930) — великий русский художник-передвижник, поселился в мае 1892 г. недалеко от Витебска9. Он приобрел великолепную усадьбу в Здравнево10 на берегу Двины, где вместе с семьей проводил каждое лето с 1892 по 1900 г. Почему же любовь художника к этому краю вызвало недовольство Т.Л. Тостого? «За что вы так на Витебск осерчали?»11 — спрашивал художник, и сам же отвечал, что «это прекрасный городок, на Толедо похож». Впечатленный поместьем Толстого в Ясной поляне, которое посетил в 1891 г., Репин ощутил горячее желание иметь собственный хутор и жить среди живой природы. Он по достоинству оценил «живописность» здешних мест, где обрел покой и свою натуру, рассказывая друзьям по переписке о красоте здешних мест.

Однако причина гораздо более серьезная, связанная с личностью художника, объясняла его привязанность к Витебску. Репин разделял мысли своего друга Владимира Стасова, художественного критика, с которым вел активную переписку. Представитель поколения 1860-х, Стасов защищал либеральные идеи, направленные на повышение уровня образования масс, участие гражданского общества в политической жизни. Его основной целью было создание национальной школы. Отвергая шовинистические идеи превосходства русской нации, Стасов отстаивал самобытность каждой культуры, уважительно относился к национальной специфике. Изучая многообразие художественных школ, он призывал использовать фольклор для обогащения искусства, внес значительный вклад в развитие еврейской художественной школы, призывал таких художников, как М. Антокольский, отказаться от нееврейских тем12.

Репин с сочувствием относился к судьбе евреев и в своем творчестве неоднократно обращался к белорусскому и еврейскому народам, изображая на своих полотнах эпизоды их жизни.

Витебск стал благодатным городом для его живописи: «Край теплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее пл<емя>), поляки, литва, евреи!..»13.

Репин довольно быстро понял реальную угрозу антисемитского законодательства, поскольку его почтальон и поставщик продуктов питания, еврей, был арестован и изгнан из Здравнево за нарушение закона о передвижении евреев. В 1893 г. художник нанял несколько еврейских мастеров для строительства своей усадьбы, которые изобразили на фронтоне звезду Давида. Репин был потрясен, узнав еще об одной сфере деятельности евреев — бурлачестве: «Сколько здесь евреев! Даже бурлаки в большинстве своем евреи...»14. Он восхищался еврейским населением Витебска: «Какие прекрасные модели в Витебске, вот где надо иллюстрировать Библию, можно даже отыскать мавров — какое богатство!»

В период своего пребывания в Белоруссии он написал много работ, навеянных красотой этих мест (Осенний букет, Портрет дочери Веры, Восход солнца на Западной Двине); кроме того, задумал картину на историческую тему. Его, в частности, заинтересовал эпизод насильственного обращения белорусов в католицизм. К сожалению, он не успел реализовать свои планы, сделав к полотну лишь некоторые подготовительные рисунки15. Стремясь к достоверности в работе над историческими композициями, живописец, как и другие передвижники, изучал быт евреев. Элементы повседневной жизни, введенные в репинские композиции, подчеркивали национальную принадлежность (Христос, спасающий дочь Иаира от смерти (1871)) созданного им иконографического типа библейского еврея (Иисус Христос, 1896)16.

Поселившись недалеко от Витебска, Репин восторженно писал друзьям о городе и его предместьях. Он сумел пробудить у местных жителей интерес к искусству, витебские художники постоянно гостили у него, а мэтр посещал их мастерские.

Краткое пребывание Ильи Ефимовича в Витебской губернии не стало важным событием в его жизни и не позволило ему открыть здесь собственную школу, но его искусство привлекло внимание художников, в частности Пэна, который именно из-за Репина приехал в Витебск, чтобы наладить с ним профессиональные связи. Существование гостеприимной еврейской общины и присутствие Репина повлияли на его решение поселиться в городе на Двине и впоследствии открыть там «школу рисования и живописи».

Примечания

1. Meyer F. Marc Chagall. P. 107.

2. Kazovsky. Artists from Vitebsk... P. 27.

3. Дакументы і матэріалы... С. 278.

4. Абрамова И. Музейное собрание В.П. Федоровича в Витебске // Белорусско-русское културное взаимодействие. Витебск, 1995. С. 64—65.

5. Chagall M. «Lettre de Vitebsk» reproduit dans; Kamenski. Chagall, période russe... P. 274.

6. НИАБ (Национальный исторический архив РБ). Ф. 1416, оп. 6, ед. хр. С. 612, 640—649, 682—697, 836—846.

7. Орлова М. Искусство советской Белоруссии... С. 30.

8. Касьпяровіч М. Матар’ялы для вывучэньня Віцебскай краёвай літаратуры і мастацтва // Маладняк. 1927. № 6. С. 63.

9. Падліпскі А.М. Здраўнёва: тут жыў І.Я. Рэпін. Мінск, 1995. С. 62.

10. НИАБ. Ф. 1430, оп. 1, д. 41209. С. 426—429.

11. Кичина Е. О некоторых аспектах творческого наследия витебской художественной школы // Шагаловский сборник. С. 150.

12. Rainer M. The Awakening of Jewish National Art in Russia // Jewish Art. Vol. 16—17. Jérusalem, 1990—1991. P. 106—108.

13. Отрывок из письма И. Репина В. Серову 4 мая 1892 г. Цит. по: Шишанов В. Предназначен им для одного этюда. Мишпоха. N 3. 1997. С. 34.

14. Там же. С. 35.

15. Орлова М. Искусство советской Белоруссии... С. 32—34.

16. Rainer M. The awakening of Jewish... P. 111.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.